Особенности правового регулирования Товарных знаков и знаков обслуживания

Товарные знаки и знаки обслуживания - это обозначения, предназначенные для индивидуализации товаров, работ или услуг.

Правила, касающиеся товарных знаков и знаков обслуживания, содержатся в главе 76 Гражданского кодекса РФ. Требования предъявляемые к товарным знакам и все нормы закона распространяются и на знаки обслуживания.

Может представлять собой изобразительные, словесные, объемные и другие обозначения (а также их комбинации) в любом цвете или цветовом сочетании.

Размещается на товарах, этикетках, упаковках товаров, при выполнении работ, оказании услуг, в объявлениях, вывесках, в рекламе, а также на документации и в сети Интернет, в том числе в доменном имени.

Защита товарных знаков

Товарным знакам/знакам обслуживания может предоставляться защита, в том числе защита в суде. За обладателем товарного знака, зарегистрированного в Государственном реестре, признается исключительное право на данный товарный знак. Об этом выдается свидетельство, которое удостоверяет исключительное право в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Исключительное право в этом случае признается на всей территории РФ, а также в других государствах, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Исключительное право действует только в отношении однородных товаров. Другими словами, если товарный знак зарегистрирован, например, для напитка, то его изображение на товарах, предназначенных для ухода за обувью, не будет нарушать права правообладателя. Исключение: товарные знаки, признанные общеизвестными.

Исключительное право означает, что никто не вправе использовать его без согласия правообладателя. При этом такой запрет распространяется не только на сам товарный знак, но и на любые обозначения, сходные с ним до степени смешения. Использование сходных с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, иными лицами без разрешения правообладателя не допускается, если в результате использования возникнет вероятность смешения.

Термин «обозначение, сходное до степени смешения» означает, что у потребителя не должно возникнуть впечатление, что данный товар выпущен тем же производителем.
Данная норма служит для защиты не только правообладателя, но и потребителей, которые не должны быть введены в заблуждение относительно происхождения товаров.

Товары, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним обозначение, признаются контрафактными.
Нарушитель в таком случае обязан удалить такой товарный знак или обозначение, а также выплатить правообладателю денежную компенсацию.

Исключительное право ограничено его сроком действия - 10 годами, но такой срок действия может быть продлен неограниченное число раз. В случае его неиспользования непрерывно в течение трех лет после его регистрации, правовая охрана может быть прекращена досрочно.

Таким образом, защита предоставляется товарным знакам, которые прошли соответствующую регистрацию.

Государственную Регистрацию осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности («Роспатент»). И эти сведения публикуются на официальном сайте по адресу http://www.rupto.ru/.

Требования, которые предъявляются к товарным знакам и знакам обслуживания

  • Он должен обладать различительной способностью.
  • Не должен содержать элементы, являющиеся ложными, или вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
  • Не может содержать элементы, которые противоречат общественным интересам, принципам гуманности, морали.
  • Не может быть зарегистрировано тождественное или сходное до степени смешения (зарегистрированным либо заявленным на регистрацию в отношении однородных товаров).
  • В целях защиты прав других правообладателей установлены нормы, запрещающие использовать название или изображение произведений искусства или их фрагменты, имена, портреты, автографы известных лиц без их согласия. Также запрещено включать гербы, флаги государств, печати, награды, знаки отличия и сходные до степени смешения с ними обозначения.
  • Не может состоять только лишь из элементов, которые вошли во всеобщее употребление для обозначения любых товаров данного вида или являются общепринятыми символами и терминами; элементов, характеризующих товары или представляющих собой форму товаров. Такие элементы могут входить, как неохраняемые элементы. Исключение: обозначения, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
  • Также существуют и некоторые иные ограничения и требования к товарным знакам.

Автор: Ксения Аникторис, юрист ООО "Мегаполис-Консалтинг"

Все статьи


Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.4-6, офис 504
(вход с 9-ой Советской)
Ст.м.'Площадь Восстания' Обратная связь

Главная | Клиенты | Карта сайта

Яндекс.Метрика