| |||||
|
Оценка эффективности деятельности госоргановВ настоящий момент проведение оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации". Предметом такой оценки являются результаты деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сферах экономического развития; здравоохранения и здоровья населения; общего образования; начального и среднего профессионального образования; жилищного строительства и обеспечения граждан жильем; жилищно-коммунального хозяйства; дорожного хозяйства; обеспечения безопасности граждан; организации государственного и муниципального управления. Схожая оценка производится в отношении деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на основании Методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. N 1313-р. Методикой определен перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, к которым относят среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников различных сфер, объем медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения, в расчете на одного жителя, стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи муниципальными учреждениями здравоохранения, стоимость содержания одной койки в сутки в муниципальных учреждениях здравоохранения, число работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения в расчете на 10 000 человек населения, численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях, среднюю наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях и другие. Приведенные выше методики позволяют оценить эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, но не рациональность использования выделенных бюджетных средств конкретным бюджетным учреждениям. При этом используемые в методиках показатели являются укрупненными по сферам и не могут быть получены и проанализированы в рамках деятельности одного учреждения. Таким образом, количественные и качественные критерии оценки эффективности использования бюджетных средств конкретными бюджетными учреждениями в настоящий момент отсутствуют. Оценить эффективность использования бюджетных средств можно лишь по одному критерию: отсутствию нарушений действующего законодательства. В теории государственного управления проблемы эффективности не раз были предметом обсуждения различных авторов. А.А. Максуров отмечал, что в свете проводимой административной реформы повышение эффективности деятельности исполнительных органов ставится как одна из основных целей. В международно-правовых актах данному вопросу уделено большое внимание, так в соответствии со ст. 1 и п. 3 ст.4 Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 г. закреплено, что установление эффективности и экономичности управления денежными и материальными средствами – основная цель контрольной работы высшего контрольного органа. На основе Лимской декларации разработаны и утверждены Ревизионные стандарты Международной организации высших органов государственного финансового контроля (ИНТОСАИ) которыми определены основные принципы проведения аудита эффективности. Понятие аудита эффективности исследовано и российскими авторами. Известный исследователь данного вопроса А.Н. Саунин в своей работе «Аудит эффективности использования государственных средств» отмечает, что объектами аудита эффективности являются органы государственной власти РФ (в частности, федеральные министерства, агенства и службы), бюджетные учреждения, государственные унитарные и казенные предприятия, то есть все субъекты экономической деятельности, которые распоряжаются государственными средствами или используют их в своей деятельности. Особенностью аудита эффективности, по мнению А.Н. Саунина, является то, что его объектами могут быть организации, предприятия и учреждения, а также социальные группы граждан, на деятельность или жизнеобеспечении которых отражаются результаты использования государственных средств. Например, для определения эффективности бюджетных расходов на обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями объектами аудита эффективности должны быть не только государственные органы и предприятия, которые используют эти средства, но и общественные организации инвалидов или непосредственно сами инвалиды, получившие протезно-ортопедические изделия, или нуждающиеся в них. Нарушения, связанные с нормами статьи 34 Бюджетного кодекса РФ отнесены к группе недостатков при расходовании бюджетных средств:
Обращая внимание читателя на правовой вакуум в действующем законодательстве РФ, отметим, что в практической деятельности контролирующих органов установление фактов неэффективного использования средств, встречается весьма часто. Объекты бюджетного контроляНа основе сформировавшейся правовой практики административных и судебных органов попробуем выделить непосредственные объекты бюджетного контроля исследуемые контролирующими органами входе контрольных мероприятий, направленных на обеспечение результативности и целевого характера использования предусмотренных федеральному государственному учреждению бюджетных ассигнований в рамках заключенного государственного контракта. Придерживаясь вышеуказанной классификации и исследуя в рамках настоящей работы объект бюджетного контроля при размещении заказа для государственных нужд, необходимо выделить следующие объекты:
Далее охарактеризуем каждый из выделенных нами объектов бюджетного контроля и выявим проблемы, возникающие на практике.
Расходование бюджетных средств сверх необходимого либо без результата |
||||
Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.4-6, офис 504 |
|||||
Copyright © 2007-2024 ООО 'Мегаполис-Консалтинг' | Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено! |